О МОЛИТВЕ  МОЛИТВЫ КАЗАКА  МОЛИТВЫ О ЦАРЕ И РОССИИ  АКАФИСТЫ

РУССКИЕ ВОИНСКИЕ МОЛИТВЫ 
 

О молитве

МОЛИТВА-ДИАЛОГ

Молитва — это диалог. Она включает в себя не только наше обращение к Богу, но и ответ Самого Бога. Как и во всяком диалоге, в молитве важно не только высказаться, выговориться, но и услышать ответ. Не всегда ответ Бога приходит непосредственно в минуты молитвы, иногда это происходит несколько позже. Бывает, например, что мы просим у Бога немедленной помощи, а она приходит лишь через несколько часов или дней. Но мы понимаем, что это произошло именно потому, что мы в молитве испросили помощи у Бога.

Через молитву мы можем многое узнать о Боге. Молясь, очень важно быть готовым к тому, что Бог нам откроется, но Он может оказаться иным, чем мы Его себе представляли. Часто мы совершаем ошибку, приступая к Богу с собственными представлениями о Нем, и эти представления заслоняют от нас реальный образ Бога Живого, который Сам Бог может нам открыть. Нередко люди в своем сознании создают некоего идола и этому идолу молятся. Этот мертвый, искусственно созданный идол становится препятствием, барьером между Богом Живым и нами, людьми. “Создай себе ложный образ Бога и попробуй молиться ему. Создай себе образ Бога немилостивого и жестокого Судии — и попробуй молиться ему с доверием, с любовью” — замечает митрополит Сурожский Антоний. Так вот, мы должны быть готовы к тому, что Бог откроется нам не таким, каким мы Его себе представляем. Поэтому, приступая к молитве, нужно отрешиться от всех образов, которые создает наше воображение, человеческая фантазия.

Ответ Бога может приходить различным образом, но молитва никогда не бывает безответной. Если мы не слышим ответа, значит, что-то не в порядке в нас самих, значит, мы еще недостаточно настроились на тот лад, который необходим, чтобы встретиться с Богом.

Есть прибор, называемый камертоном, его используют настройщики роялей; этот прибор дает чистый звук “ля”. И струны рояля должны быть натянуты так, чтобы звук, который они издают, находился в точном соответствии со звуком камертона. До тех пор, пока струна “ля” не натянута должным образом, сколько бы вы ни ударяли по клавишам, камертон будет молчать. Но в том момент, когда струна достигает необходимой степени натяжения, камертон, этот металлический безжизненный предмет, вдруг начинает звучать. Настроив одну струну “ля”, мастер затем настраивает и “ля” в других октавах (в рояле каждая клавиша ударяет по нескольким струнам, это создает особую объемность звучания). Потом он настраивает “си”, “до” и т. д., одну октаву за другой, пока, наконец, весь инструмент не будет настроен в соответствии с камертоном.

Так должно происходить и с нами в молитве. Мы должны настраиваться на Бога, настраивать на Него всю свою жизнь, все струны своей души. Когда мы настроим свою жизнь на Бога, научимся исполнять Его заповеди, когда Евангелие станет нашим нравственным и духовным законом и мы начнем жить в соответствии с заповедями Божиими, тогда мы начнем чувствовать, как душа наша в молитве отзывается на присутствие Божие, подобно камертону, который отзывается на точно натянутую струну.

КОГДА НУЖНО МОЛИТЬСЯ?

Когда и как долго следует молиться? Апостол Павел говорит: “Непрестанно молитесь” (1 Фес. 5:17). Святитель Григорий Богослов пишет: “Вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышать”. В идеале вся жизнь христианина должна быть пронизана молитвой.

Многие беды, скорби и несчастья происходят именно оттого, что люди забывают о Боге. Есть ведь и среди преступников люди верующие, но в момент совершения преступления они не думают о Боге. Трудно представить себе человека, который пошел бы на убийство или воровство с мыслью о всевидящем Боге, от Которого никакое зло нельзя скрыть. И всякий грех совершается человеком именно тогда, когда он о Боге не помнит.

Большинство людей не способно молиться в течение всего дня, поэтому нужно находить какое-то время, пусть даже краткое, чтобы вспоминать о Боге.

Утром вы просыпаетесь с мыслью о том, что предстоит сделать в этот день. Прежде чем вы начнете работать и погрузитесь в неизбежную суету, посвятите хотя бы несколько минут Богу. Встаньте перед Богом и скажите: “Господи, Ты дал мне этот день, помоги мне провести его без греха, без порока, сохрани меня от всякого зла и несчастья”. И призовите благословение Божие на начинающийся день.

В течение всего дня старайтесь почаще вспоминать о Боге. Если вам плохо, обратитесь к Нему с молитвой: “Господи, мне плохо, помоги мне”. Если вам хорошо, скажите Богу: “Господи, слава Тебе, благодарю Тебя за эту радость”. Если вы волнуетесь о ком-то, скажите Богу: “Господи, я беспокоюсь о нем, мне больно за него, помоги ему”. И так в течение всего дня — что бы с вами ни происходило, обращайте это в молитву.

Когда день подойдет к концу и вы будете готовиться ко сну, вспомните прошедший день, поблагодарите Бога за все хорошее, что произошло, и принесите покаяние за все те недостойные поступки и грехи, которые вы в этот день совершили. Попросите у Бога помощи и благословения на предстоящую ночь. Если вы научитесь так молиться в течение каждого дня, вы скоро заметите, насколько более полновесной будет вся ваша жизнь.

Часто люди оправдывают свое нежелание молиться тем, что они слишком заняты, перегружены делами. Да, многие из нас живут в таком ритме, в каком не жили люди древности. Иногда нам приходится в течение дня делать множество дел. Но в жизни всегда есть какие-то паузы. Например, мы стоим на остановке и ждем трамвая — три-пять минут. Едем в метро — двадцать-тридцать минут, набираем телефонный номер и слышим гудки “занято” -еще несколько минут. Используем хотя бы эти паузы для молитвы, пусть они не будут потерянным временем.

КРАТКИЕ МОЛИТВЫ

Часто спрашивают: как нужно молиться, какими словами, на каком языке? Некоторые даже говорят: “Я не молюсь, потому что не умею, не знаю молитв”. Для молитвы не нужно никакое специальное умение. С Богом можно просто беседовать. На богослужении в Православной Церкви мы употребляем особый язык — церковнославянский. Но в личной молитве, когда мы остаемся наедине с Богом, нет нужды в каком-то особом языке. Мы можем молиться Богу на том языке, на каком говорим с людьми, на каком думаем.

Молитва должна быть очень простой. Преподобный Исаак Сирин говорил: “Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна. Одно слово мытаря спасло его, и одно слово разбойника на кресте сделало его наследником Царства Небесного”.

Вспомним притчу о мытаре и фарисее: “Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь; пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне, грешному!»” (Лк. 18:10—13). И эта краткая молитва спасла его. Вспомним и разбойника, который был распят с Иисусом и который сказал Ему: “Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое” (Лк. 23:42). Одного этого было достаточно, чтобы он вошел в рай.

Молитва может быть предельно краткой. Если вы только начинаете свой молитвенный путь, начните с очень коротких молитв — таких, на которых вы сможете сосредоточиться. Богу не нужны слова — Ему нужно сердце человека. Слова вторичны, первостепенное же значение имеет то чувство, настроение, с которым мы приступаем к Богу. Приступить к Богу без чувства благоговения или с рассеянностью, когда во время молитвы наш ум блуждает на стороне, гораздо опаснее, чем сказать в молитве неправильное слово. Рассеянная молитва не имеет ни смысла, ни ценности. Здесь действует простой закон: если слова молитвы не дошли до нашего сердца, они не достигнут и Бога. Как иногда говорят, такая молитва не поднимется выше потолка комнаты, в которой мы молимся, а ведь она должна достичь небес. Поэтому очень важно, чтобы каждое слово молитвы было нами глубоко пережито. Если мы не способны сосредоточиться на длинных молитвах, которые содержатся в книгах Православной Церкви — молитвенниках, попробуем свои силы в молитвах кратких: “Господи, помилуй”, “Господи, спаси”, “Господи, помоги мне”, “Боже, милостив буди мне, грешному”.

Одни подвижник говорил, что, если бы мы могли со всей силой чувства, от всего сердца, всей душой сказать одну только молитву “Господи, помилуй”, — этого было бы достаточно для спасения. Но проблема заключается в том, что, как правило, мы не можем сказать этого от всего сердца, не можем сказать этого всей нашей жизнью. Поэтому, чтобы быть услышанными Богом, мы бываем многословны.

Будем помнить, что Бог жаждет нашего сердца, а не наших слов. И если мы будем обращаться к Нему от всего сердца, то непременно получим ответ.

МОЛИТВА И ЖИЗНЬ

Молитва сопряжена не только с радостями и обретениями, которые происходят благодаря ей, но и с кропотливым ежедневным трудом. Иногда молитва приносит огромную радость, освежает человека, дает ему новые силы и новые возможности. Но очень часто бывает, что человек не расположен к молитве, ему не хочется молиться. Так вот, молитва не должна зависеть от нашего настроения. Молитва — это труд. Преподобный Силуан Афонский говорил, “Молиться — это кровь проливать”. Как и во всяком труде, со стороны человека требуется усилие, подчас огромное, чтобы даже в те минуты, когда молиться не хочется, принудить себя к этому. И такой подвиг окупится стократно.

Но почему нам порой не хочется молиться? Я думаю, главная причина здесь заключается в том, что наша жизнь не соответствует молитве, не настроена на нее. В детстве, когда я занимался в музыкальной школе, у меня был прекрасный учитель по классу скрипки: его уроки бывали иногда очень интересными, а иногда очень трудными, причем зависело это не от его настроения, а от того, насколько хорошо или плохо я подготовился к уроку. Если я много занимался, учил какую-то пьесу и приходил на урок во всеоружии, то и урок проходил на одном дыхании, и учителю было приятно, и мне. Если же я всю неделю проленился и приходил неподготовленным, то и учитель огорчался, и мне было тошно от того, что урок не идет так, как хотелось бы.

Точно так же и с молитвой. Если наша жизнь не является подготовкой к молитве, то и молиться нам бывает очень трудно. Молитва — это индикатор нашей духовной жизни, своеобразная лакмусовая бумажка. Мы должны выстраивать свою жизнь таким образом, чтобы она соответствовала молитве. Когда, произнося молитву “Отче наш”, мы говорим: “Господи, да будет воля Твоя”, — это значит, что мы всегда должны быть готовы к тому, чтобы исполнять волю Божию, даже если эта воля противоречит нашей человеческой воле. Когда мы говорим Богу: “И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим”, — мы тем самым берем на себя обязательство прощать людей, оставлять им их долги, потому что, если мы не оставляем долги нашим должникам, то, по логике этой молитвы, и Бог не оставит нам наших долгов.

Итак, одно должно соответствовать другому: жизнь — молитве и молитва — жизни. Без этого соответствия не будет у нас успеха ни в жизни, ни в молитве.

Не будем смущаться, если нам трудно молиться. Это означает, что Бог ставит перед нами новые задачи, причем решать их мы должны и в молитве, и в жизни. Если мы научимся жить по Евангелию, то научимся и молиться по-евангельски. Тогда и жизнь наша станет полноценной, духовной, истинно христианской.

ПРАВОСЛАВНЫЙ МОЛИТВОСЛОВ

Молиться можно по-разному, например, своими словами. Такая молитва должна постоянно сопутствовать человеку. Утром и вечером, днем и ночью человек может обращаться к Богу с самыми простыми, идущими из глубины сердца словами.

Но есть также молитвословия, которые еще в древности были составлены святыми, их нужно читать, чтобы учиться молитве. Эти молитвословия содержатся в “Православном молитвослове”. Там вы найдете молитвы утренние, вечерние, покаянные, благодарственные, найдете различные каноны, акафисты и многое другое. Купив “Православный молитвослов”, не пугайтесь, что в нем так много молитв. Вы не обязаны все их читать.

Если утренние молитвы прочитать быстро, это займет примерно двадцать минут. Но если их читать вдумчиво, внимательно, отзываясь сердцем на каждое слово, то чтение может занять и целый час. Поэтому если у вас нет времени, не пытайтесь прочитать все утренние молитвы, лучше прочитайте одну-две, но так, чтобы каждое их слово дошло до вашего сердца.

Перед разделом “Молитвы утренние” говорится: “Прежде чем ты начнешь молиться, постой немного до тех пор, пока не утихнут твои чувства, и затем с вниманием и благоговением произнеси: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Постой еще немного и только потом начинай молиться”. Эта пауза, “минута молчания” перед началом молитвы, очень важна. Молитва должна вырасти из тишины нашего сердца. У людей, которые ежедневно “вычитывают” утренние и вечерние молитвы, постоянно существует соблазн прочитать “правило” как можно скорее, чтобы приступить к повседневным делам. Часто при таком чтении ускользает главное — содержание молитвы. .

В молитвослове много прошений, обращенных к Богу, которые повторяются несколько раз. Например, вы можете встретить рекомендацию прочитать “Господи, помилуй” двенадцать или сорок раз. Некоторые воспринимают это как какую-то формальность и вычитывают эту молитву на большой скорости. Между прочим, по-гречески “Господи, помилуй” звучит как “Кирие, элейсон”. В русском языке есть глагол “куролесить”, который произошел именно от того, что псаломщики на клиросе очень быстро по много раз повторяли: “Кирие, элейсон”, то есть не молились, а “куролесили”. Так вот, в молитве не нужно куролесить. Сколько бы раз вы ни читали эту молитву, она должна быть произнесена со вниманием, благоговением и любовью, с полной отдачей.

Не нужно стараться вычитать все молитвы. Лучше посвятите двадцать минут одной молитве “Отче наш”, повторяя ее несколько раз, вдумываясь в каждое слово. Не так-то легко бывает человеку, не привыкшему подолгу молиться, сразу вычитывать большое количество молитв, но к этому и не надо стремиться. Важно проникнуться тем духом, которым дышат молитвы Отцов Церкви. Вот главная польза, которую можно извлечь из молитв, содержащихся в “Православном молитвослове”.

МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО

Что такое молитвенное правило? Это молитвы, которые человек прочитывает регулярно, ежедневно. Молитвенное правило у всех разное. У одних утреннее или вечернее правило занимает несколько часов, у других — несколько минут. Все зависит от духовного устроения человека, от степени его укорененности в молитве и от того, каким временем он располагает.

Очень важно, чтобы человек исполнял молитвенное правило, пусть даже самое краткое, чтобы в молитве были регулярность, постоянство. Но правило не должно превращаться в формальность. Опыт многих верующих показывает, что при постоянном вычитывании одних и тех же молитв их слова обесцвечиваются, утрачивают свежесть, и человек, привыкая к ним, перестает на них сосредотачиваться. Эту опасность нужно стараться всеми силами избегать.

Помню, когда я принял монашеский постриг (мне тогда было двадцать лет), я обратился за советом к опытному духовнику и спросил его, какое у меня должно быть молитвенное правило. Он сказал: “Ты должен ежедневно вычитывать утренние и вечерние молитвы, три канона и один акафист. Что бы ни случилось, даже если ты очень устал, ты обязан их прочитать. И если даже ты вычитаешь их поспешно и невнимательно — не важно, главное -чтобы правило было вычитано”. Я попробовал. Дело не пошло. Ежедневное чтение одних и тех же молитв привело к тому, что эти тексты быстро надоедали. К тому же, каждый день я много часов проводил в храме на службах, которые меня духовно питали, насыщали, окрыляли. А вычитывание трех канонов и акафиста превращалось в какой-то ненужный “довесок”. Я начал искать другой совет, более мне подходящий. И нашел его в творениях святителя Феофана Затворника, замечательного подвижника XIX века. Он советовал молитвенное правило исчислять не количеством молитв, а тем временем, которое мы готовы посвятить Богу. Например, мы можем взять себе за правило молиться утром и вечером по полчаса, но эти полчаса должны быть полностью отданы Богу. И не так важно, читаем ли мы в течение этих минут все молитвы или только одну, или, может быть, один вечер мы целиком посвятим чтению Псалтири, Евангелия или молитве своими словами. Главное, чтобы мы были сосредоточены на Боге, чтобы внимание наше не ускользало и чтобы каждое слово доходило до нашего сердца. Этот совет мне подошел. Я, впрочем, не исключаю, что для других более подходящим окажется полученный мною совет духовника. Здесь многое зависит от индивидуальности человека.

Мне кажется, что для человека, живущего в миру, не только пятнадцати, но даже и пяти минут утренней и вечерней молитвы, если, конечно, она произносится с вниманием и с чувством, достаточно, чтобы быть настоящим христианином. Важно только, чтобы мысль всегда соответствовала словам, сердце отвечало на слова молитвы, а вся жизнь соответствовала молитве.

Попробуйте, следуя совету святителя Феофана Затворника, выделить какое-то время для молитвы в течение дня и для ежедневного исполнения молитвенного правила. И вы увидите, что это очень скоро принесет плоды.

ОПАСНОСТЬ ПРИВЫКАНИЯ

Каждый верующий сталкивается с опасностью привыкания к словам молитв и рассеянности во время молитвы. Чтобы этого не происходило, человек должен постоянно бороться с собой или, как говорили Святые Отцы, “стоять на страже своего ума”, учиться “заключать ум в слова молитвы”.

Как этого достичь? Прежде всего, нельзя позволять себе произносить слова, когда и разум и сердце на них не отвечают. Если вы начали читать молитву, но в середине ее ваше внимание отклонилось, вернитесь к тому месту, где внимание рассеялось, и повторите молитву. Если нужно, повторите ее три раза, пять, десять раз, но добейтесь того, чтобы все ваше существо на нее откликнулось.

Однажды в храме ко мне обратилась женщина: “Батюшка, я много лет читаю молитвы — и утром, и вечером, но чем больше их читаю, тем меньше они мне нравятся, тем меньше я чувствую себя верующей в Бога. Мне настолько приелись слова этих молитв, что я на них уже не реагирую”. Я ей сказал: “А вы не читайте утренние и вечерние молитвы”. Она удивилась: “То есть как?” Я повторил: “Бросьте, не читайте их. Если на них ваше сердце не отзывается, вы должны найти другой способ молитвы. Сколько времени занимают у вас утренние молитвы?” — “Двадцать минут”. — “Вы готовы каждое утро посвящать двадцать минут Богу?” — “Готова”. — “Тогда возьмите одну утреннюю молитву — на выбор — и читайте ее в течение двадцати минут. Прочитайте одну ее фразу, помолчите, подумайте, что она значит, потом прочитайте другую фразу, помолчите, задумайтесь над ее содержанием, повторите ее снова, подумайте, соответствует ли ей ваша жизнь, готовы ли вы жить так, чтобы эта молитва стала реальностью вашей жизни. Вы произносите: «Господи, не лиши мене небесных Твоих благ». Что это означает? Или: «Господи, избави мя вечных мук». В чем опасность этих вечных мук, действительно ли вы боитесь их, действительно ли надеетесь их избежать?” Женщина стала так молиться, и вскоре молитвы ее начали оживать.

Молитве надо учиться. Нужно работать над собой, нельзя позволять себе, стоя перед иконой, произносить пустые слова.

На качестве молитвы сказывается и то, что ей предшествует и что за ней следует. Невозможно сосредоточенно молиться в состоянии раздражения, если, например, мы перед началом молитвы с кем-то поссорились, на кого-то накричали. Значит, в то время, которое предшествует молитве, мы должны внутренне к ней готовиться, освобождаясь от того, что мешает нам молиться, настраиваясь на молитвенный лад. Тогда и молиться нам будет легче. Но, конечно, и после молитвы не следует сразу же погружаться в суету. Окончив молитву, дайте себе еще какое-то время, чтобы услышать ответ Бога, чтобы что-то в вас прозвучало, откликнулось на присутствие Божие.

Молитва только тогда ценна, когда мы чувствуем, что благодаря ей в нас что-то меняется, что мы начинаем жить по-иному. Молитва должна приносить плоды, и эти плоды должны быть ощутимы.

О СИЛЕ МОЛИТВЫ

Св. прав. Иоанн Кронштадтский  „Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам“ (Mф. V, 7)

КР„Много может молитва праведнаго“, говорить апостол Иаков и указывает на пример св. пророка Илии, как на самое поразительное доказательство силы молитвы. Действительно, трудно указать на кого-либо другого из ветхозаветных праведников, который бы превосходил святого пророка силою дерзновения к Богу. „И возстал Илия пророк как огонь, говорит позднейший библейский писатель, и слово его горело как светильник... Словом Господним он заключишь небо и три раза низводил огонь. Как прославился ты, Илия, чудесами твоими, и кто может сравниться с тобою во славе! Ты воздвиг мертвого от смерти и из ада словом Всевышнего. Ты низводил в погибель царей и знатных с ложа их; ты слышал на Синае обличения на них и на Хориве суды мщения; ты помазал царей на воздаяние и пророков в преемники себе; ты восхищен был огненным вихрем на колеснице с огненными конями; ты предназначен был на обличения в свои времена, чтоб утишить гнев, прежде нежели, обратится он в ярость, обратить сердце отца к сыну и восстановить колено Иакова. Блаженны видевшие тебя!“ (Сирах. XLVIII, 111).

Таков был пророк Илия, молитвенное слово которого имело столь великую силу у Бога!

Но мы, христиане, сыны Нового завета, и нам даны еще большие обетования, чем ветхозаветным праведникам. „Всё, сказал Господь, елика аще воспросите в молитве верующе, приимите“ (Me. XXI, 22). „Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам“ (Mф. VII, 7). „Аще убо вы лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш небесный даст блага просящим у Него“ (Mф. VII, 11). „Аминь, глаголю вам: аще имате веру, и не усумнитеся... аще и горе сей речете: двигнися и верзися в море, будет“ (Mф. XXI, 21). „Аминь, аминь глаголю вам: веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит!“ (Иоан. XIV, 12).

Воистину не ложно слово Самой Истины, Господа нашего Иисуса Христа, и вся многовековая история Церкви Божией свидетельствует о поразительных знамениях и чудесах, совершенных силою молитвы. Благодарение Богу, не оскудела и никогда не оскудеет в Церкви благодать Божия, обильно изливающая нам свыше благодеяния Божии. Истинные христиане, ревностно подвизающиеся в духовной жизни, и теперь, как и всегда, испытывают на себе благодатную силу молитвы.

Некто был смертельно болен воспалением желудка болезнь ужасная! Я молился о нем Господу, чтоб Он исцелил его. „Господи! говорил я, Исцели раба Твоего от болезни его, Господи! Животе наш! Как мне помыслить легко об исцелении, так Тебе исцелить всякую болезнь; как мне помыслить легко о воскресении из мертвых, так Тебе легко воскресить всякого мертвеца. Исцели убо раба Твоего Василия от лютой его болезни и не допусти ему умереть, да не предадутся рыданию жена и дети его“. И благопослушливый Владыка помиловал.

Младенцы Павел и Ольга по безпредельному милосердию Владыки и по молитве моего непотребства исцелились от одержавшего их духа немощи. У Павла, малютки, немощь разрешилась сном; малютка Ольга получила спокойствие духа, и личико из темного сделалось ясным. Девять раз ходил я молиться с дерзновенным упованием, надеясь, что упование не посрамить, что толкущему отверзется, что хоть за неотступность даст мне Владыка просимое; что если несправедливый судия удовлетворил, наконец, утруждавшую его женщину, то тем более Судия всех праведный удовлетворит мою грешную молитву о невинных детях, что Он призрит на труд мой, на ходьбу мою, на молитвенные слова и коленопреклонения мои, на дерзновение мое, на упование мое. Так и соделал Владыка, не посрамил меня, грешника. Прихожу в десятый раз, младенцы здоровы...

Но отчего же между нами мало таких, которые считали бы молитву самым действительным средством во всех злоключениях и напастях? Что значить, например, такое явление: когда христианину при случившейся с ним какой-нибудь беде подаешь советь помолиться Господу, он холодно принимаете советь, как будто бы дело шло о давно испытанном и неоказавшем пользы средстве? Это значить только то, что между христианами всё еще очень мало таких, которые умеют молиться как следует, а потому и не испытывают на себе всей спасительности молитвы. Молитва великое и святое дело, благоуханный цвет духовной жизни. Сперва надлежит научиться молитве, познать, какая молитва угодна Богу. Это великий подвиг.

Прежде всего, христианину надлежит с благоговением приступать к молитве, к этой живой беседе. Молясь Богу, надо всегда представить себе Его безконечное величие, поклонение Ему тысячей тысяч и тьмы тем ангелов небесных и святых, также Его вездесущие и всеведение, Его безконечную благость, правду и святость. Всегда считай за великое счастье беседовать в молитве с Господом, или с Пречистою Госпожою Богородицею, или с ангелами, или со святыми человеками, и с радостью, да и с трепетом благоговения молись им всегда памятуя, с Кем ты беседуешь, нечистый и ничтожный червь. Дорожи постоянно и неизменно этим высочайшим счастьем, этим блаженством, которое предоставила тебе безконечная благость Бога твоего, и не забывайся во время молитвы твоей. Тебе внимает Бог, тебе внимают ангелы и святые Божии человеки. Прослезился я, писав эти строки!

Когда ты молишься Богу, то не иначе представляй себе близость Его, как так, что ты ежеминутно дышишь Им, двигаешься, просвещаешься, освящаешься, утешаешься и укрепляешься, словом, живешь Им по Писанию: „о Нем бо живем и движемся и есмы“ (Деян. ХVII, 28).

Молясь Богу, беседуешь с Ним лицом к лицу; беседуй же с Ним как с Царем глаз на глаз, с Материю Царицею небесною беседуй, как с живою, с ангелами и святыми так же, как глаз на глаз, и отнюдь ничем посторонним сердце да не занимается в это время и ни к чему не прилепляется, ибо скажи: станешь ли ты, разговаривая с царем или с царицею, заниматься в это время чем-либо сторонним или маловажным, например, смотреть в окно на проезжающих или рассматривать вещи, находящиеся в покоях, и проч.? И не было ли бы это крайнею обидой для царского величия? Как же мы при беседе с Господом делаем подобное и гораздо хуже этого?

Второе и самое главное условие успешности молитвы живая сердечная вера в силу молитвы. Многие не молятся потому, что им кажется, будто они не получали от Бога молитвою никаких даров, или считают молитву ненужным делом. Бог, говорить, всё знает прежде нашего прошения. Но наши прошения нужны именно для усиления нашей веры. „О, жено, велия вера твоя!“ сказал Господь, исполняя прошение хананеянки. Спаситель для того и заставил женщину усиленно просить, чтобы возбудить её веру, усилить её. Такие люди не видят того, что они не имеют веры самого драгоценного достояния христианина.

Молясь, нужно так веровать в силу слов молитвы, чтобы не отделять самых слов от самого дела, выражаемого ими; нужно веровать, что за словом, как тень за телом, следует и дело, так как у Господа слово и дело нераздельны: „ибо Той рече, и быша; Той повеле, и создашася“ (Пс. CXLVIII, 5). И ты так же веруй: что ты сказалъ на молитве, о чём попросил, то и будет. Ты славословил и Бог принял благодарение твое в воню благоухания духовного. Ты просишь здоровья себе или кому-либо, слово „здоровье имей за самое дело: веруй, что ты его уже имеешь, ты имеешь верный залог в получении предмета твоих прошений в самых словах, коими означается этот предмет, по милости и всемогуществу Бога, ибо самое слово, название во мгновение у Господа может быть делом, и получишь непременно просимое за свою непоколебимую веру. То беда, что мы маловерны и отделяем слова от дела, как тело от души, как форму от содержания, как тень от тела, бываем и на молитве, как в жизни, телесни, духа не имуще (Иуд. I, 19), оттого-то и безплодны бывают наши молитвы.

Чувствуй только искренно нужду в том, о чем молишься, да искренно веруй, что всякое даяние благо и всяк дар совершен от Бога нисходит, а не от людей, не от случая, не от обстоятельств, не от судьбы; что видит и слышит Владыка каждую твою нужду, каждое движете твоего сердца и твоих мыслей, что Он всеблаг, всемогущ, премудр, и всё удобно во мгновение, единым движением мысли Своей, чрез Сына в Духе Святом, может совершить для тебя потребное и все получишь. Ибо хотя от человек многое невозможно, но не у Бога: вся бо возможна суть у Бога!

Правда, во время молитвы бывают иногда минуты убийственного мрака и стеснения сердечного, происходящих от неверия сердца. Не малодушествуй в эти минуты, но вспомни, что если пресекся свет Божественный в тебе, то он сияет всегда во всем блеске и величии в Боге, в Церкви Божией, небесной и земной, и в мipe вещественном, в котором видимы Его присносущная Сила и Божество. Не думай, что изнемогла истина: она никогда не изнеможет, потому что истина Сам Бог, и всё существующее в Нём имеет свое основание и причину; изнемогает в истине только твое слабое, грешное тёмное сердце, которое не всегда может переносить напряжение света ея и не всегда способно вместить чистоту ея; только тогда, когда оно очищается или очищено от греха, как первой причины духовного мрака. Так безсильна, хладна, безплодна бывает душа наша, как оная языческая неплодящая церковь; но лишь напряжем сердце свое в искренней молитве к Богу, обратим мысли и сердце свое к Нему с верой живою, тотчас оживет, согреется и оплодотворится душа наша. Какое вдруг спокойствие, какая легкость, какое умиление, какой внутренний святой огонь, катя теплые слезы о грехах, какое искреннее чувство сожаления о том, что прогневали ими Владыку преблагого, какой свет в сердце и в душе, какой обильный поток живой воды заструится в сердце, льющейся свободно с языка! Пустыня душевная процветет яко крин пришествием Господа в сердце. Ах, зачем мы чаще не обращаем сердец своих ко Господу! Сколько у него всегда сокрыто для нас покоя, утешения! „Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящимся Тебе, Господи!“ (Псал. XXX, 20).

Исполненная живой сердечной веры, молитва естественно должна быть согрета искренним, горячим чувством. Многие люди молятся лицемерно, и их лицемерная молитва вошла у них в привычку: они сами даже не замечают и не хотят заметить, что молятся лицемерно, а не в духе и истине, так что, если бы кто сказал им в обличение, что они молятся лицемерно, они прогневались бы на дерзнувшего сказать такую, по их мнению, несообразность. До лицемерия человек доходить не вдруг, а постепенно. Сначала он, может быть, молился от сердца, но потом, так как молиться всегда сердцем составляет значительный труд, к коему надо всегда принуждать себя, ибо Царствие небесное (сказано) нудится (Mф. XI, 12), он начинает больше молиться устами, поверхностно, а не из глубины души, так как это гораздо легче; и, наконец, при усиленной борьбе плоти и диавола, молится устами, не доводя до сердца силы слов молитвенных. Таких людей очень много; Господь говорить о них: „приближаются Мне людие сии усты своими и устнами чтут Меня, сердце же их далече отстоит от Мене“ (Mф. XV, 8).

Помни, что если ты во время молитвы не празднословишь, а с чувством говоришь слова молитвы, то слова твои не возвратятся к тебе тощи, без силы (как шелуха без зерна), но непременно принесут тебе те самые плоды, которые заключаются в слове, как плод в оболочке. Но если ты слова бросаешь попусту, не чувствуя силы их, как шелуху без ядра, то пустыми они к тебе и воротятся; шелуху бросаешь, шелуха к тебе и воротится; семя бросаешь, колос тебе принесет, и чем лучше, тучнее семя, тем обильнее колос. Так и с нашими молитвами: чем искреннее, сердечнее будешь произносить каждое слово, тем больше плода от молитвы: каждое слово, как зернышко, принесет тебе плод духовный, как зрелый колос. Кто из молящихся не испытал этого? Или ещё: слова молитвы подобны дождю или снегу, если выговариваются с верою и сочувствием: дождевые капли или снежинки, падающие непрерывно нитью или хлопьями, поят землю, и она прозябает и приносить плод; так слова молитвы, этот дождь душевный, каждое в отдельности, напоят душу, и она прозябает плоды добродетелей, содействующу Святому Духу, особенно, если еще есть слезный дождь.

Поэтому все, приступающее работать Господу в молитве, научитесь быть подобно Ему кроткими, смиренными и истинными сердцем, не будьте хладны, постарайтесь иметь Дух Его, ибо „кто Духа Христова не имать, сей несть Его“ (Римл. VIII, 9); и Господь подобного Себе и сродного ищет в нас, к чему бы могла привиться благодать Его. И люди немного ценят те услуги, которые мы делаем с холодностию, по привычке. А Бог хочет именно нашего сердца. „Даждь Ми, сыне, твое сердце“ (Притч. XXIII, 26), потому что сердце главное в человеке, жизнь его; больше сердце наше есть самый человек. Потому, кто не молится или не служить Богу сердцем, тот всё равно, что вовсе не молится, потому что тогда молится тело его, которое само по себе, без души, то же, что земля.

Искренность на молитве предполагает неизбежно искренность и прямоту сердца во всем поведении христианина, во всей его жизни и обращением с людьми. Если хочешь, чтобы Господь давал скорее сердечную веру твоей молитве, старайся от всего сердца все говорить и делать с людьми искренно и отнюдь не будь с ними двоедушен. Когда будешь прямодушен и доверчив с людьми, тогда Господь подаст тебе прямодушие и искреннюю веру и по отношению к Богу. Того, кто не прямосердечен с людьми, Господь неудобно принимает на молитве, давая ему почувствовать, что он не искренен в отношении к людям, а посему не может быть совершенно искренен и в отношении к Богу, без душевного злострадания.

Разум должен прийти на помощь нашему бедному сердцу, погруженному всецело в суету житейскую, возбуждая его представлениями и мыслями о совершенствах Божественных. Зажигательное стекло тогда зажигает дерево или бумагу, или что другое удобосгораемое, когда мы наведем его на предмет так, что лучи солнечные, сосредоточенные в фокусе стекла, все сосредоточиваются на одной точке зажигаемого предмета, всею своею совокупностью действуют на него, и таким образом, как бы все солнце в уменьшенном виде помещается в предмете. Так и в молитве: тогда душа наша согревается, оживляется и воспламеняется умным Солнцем Богом, когда умом своим, как зажигательным стеклом, мы наведем па сердце, как на духовную точку в нашем существе, это мысленное Солнце, и когда Оно будет действовать на сердце всею Своею простотою и Своею силою. То же и о Богоматери, и об ангелах, и святых. Наведи на свое сердце их образы так, как они есть, со всею силою и святынею, пусть сердце примет озарение их на себя с возможною полнотою и силою, и оно воспламенится их любвеобильным, как бы огненным, действием; их чистота, святость, благость, сила сообщатся твоему сердцу, и оно будет само очищаться, само укрепляться в вере и любви, и чем дальше, чем решительнее и постояннее ты будешь иметь сердце свое обращенным к Богу, Его Пречистой матери и к Его святым, тем более будет сердце твое просвещаться, очищаться и оживотворяться.

Хорошо, иногда на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горячею верою и любовью к Богу. Да не все чужими словами беседовать с Богом, не все быть детьми в вере и надежде, а надо показать и свой ум, отрыгнуть от сердца и свое слово благо, притом же к чужим словам как-то привыкаем и хладеем. И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего и благодарного сердца, пересказать нельзя!

Наконец, для достижения дара истинной молитвы необходима истинно христианская жизнь. „Молитва при чувственности и душевности то же, что курение смрадного изгребия... Вот почему у святых отшельников находим и молитву в совершеннейшем виде! Обыкновенный порядок жизни как-то не совсем благоприятен совершенству в молитве. Ибо тогда, как в ней надобно отрешаться от всего и как бы не существовать для внешнего, тут всё вызывает вон и низвергает дух с высоты, на которую лишь только взойдет он со всеми усилиями“ (Епископ Феофан. „Начертание христианского нравоучения“, с. 396).

Чтобы христианин жил христианскою жизнию, дабы не угасала в нём совершенно жизнь духа, необходимо посещать с верою, разумением, усердием богослужение в храме, как необходимо подливать елей в лампадку, чтобы она горела и не угасала; а так как молитва искренняя, горячая бывает при воздержании, то для поддержания в себе христианской жизни или горячности веры, надежды и любви нужны воздержание и пост.

Благость Божия к нам, грешным, однако, столь велика, что кто бы ты ни был, брат мой, как бы много ты ни оскорбил небесного Отца своими прегрешениями, но если, сознав и всем сердцем почувствовав греховную погибель, возведешь с верой умоляющий взор к Нему, будь уверен: Он слышит тебя! Когда станешь на молитву, обремененный грехами многими и одержимый отчаянием, начни молиться с упованием, духом горящим вспомни тогда, что Сам Дух Божий способствует нам в немощах наших, ходатайствуя о нас воздыханиями неизглаголанными. Когда ты вспомнишь с верою об этом в нас действии Духа Божия, тогда слезы умиления потекут из очей твоих, и на сердце будешь ощущать мир, сладость, оправдание и радость о Духе Святе.

„Где во всей полноте, силе и красоте является жизнь в Боге? На высших степенях молитвы, говорить богомудрый наставник. Так велика сила молитвы и так высоко её значение! Молитва есть всё: вера, благочестие, спасение. Следовательно, об ней столь можно говорить, что и конца не будет!“ (Еп. Феофан. Там же, с. 399).

О, какой дар неоцененный молитва! Слава Тебе, Отче щедрот и всея утехи! Слава Тебе, Сыне Божий единородный, исходатайствовай нам безконечное прощение грехов наших! Слава Тебе, Душе Всесвятый, ходатайствуяй о нас воздыханиями неизглаголанными, дающими пламенную с воздыханиями и слезами молитву, согревающую хладную душу, дающую умиление и скорбь о грехах;  очищающую, освящающую, умиротворяющую, укрепляющую и обновляющую нас! Слава Тебе, Троица Святая, Безначальная, Живоначальная, во веки благословляема от всех созданий умных! Аминь!